Чтобы школьные годы были чудесными

первый раз в первый класс
Ребенок идет в первый класс. Как много с этим связано тревог и опасений и у ребенка и у его родителей. Эти опасения вполне обоснованы. Если до школы основным видом деятельности была игра, то начиная с первого сентября, учеба заполняет большую часть дня ребенка. Новые друзья в классе, необходимость выполнять уроки, подчиняться правилам поведения в школе, и еще к учительнице нужно привыкнуть. Как же сделать так, чтобы надежды не оказались разбитыми, возможности реализованными, а новые друзья – верными. При этом хочется уберечь хрупкий и ранимый мир ребенка и в тоже время, хочется, чтобы он усвоил школьную программу.

Адаптироваться к школе первоклашке будет проще, если его родители воспользуются следующими советами.

Для некоторых детей «первый раз в первый класс» является стрессовой ситуацией. Это может проявляться как нарушение сна, аппетита, изменение в поведении, ребенок становится более капризным, перестает слушаться, дерется и обижается чаще, чем раньше. Маленькому человеку трудно выразить всю гамму эмоций, которую он переживает в связи с переменами в своей жизни. Снять напряжение должны помочь любящие взрослые.

  • Расскажите ребенку как можно подробнее о школьной жизни, так, чтобы он мог себе это представить. Не стоит сильно приукрашать, иначе через время вы столкнетесь с разочарованием. Так же не стоит и запугивать строгим учителем и жесткой дисциплиной.
  • Ни для кого не секрет, что ребенок усваивает нормы и правила, принятые в обществе, через игру. Поиграйте с ребенком «В школу», где он учитель, а вы или куклы в роли ученика. Ваша задача продемонстрировать желаемые модели поведения ученика в классе. А потом поменяйтесь ролями. Также свое отношение ко всему происходящему ребенок может излить через рисунок. Если на рисунке школы доминируют темные мрачные цвета и сама школа нарисована слишком крупно или слишком мелко – в этом могут крыться страхи, тревоги, опасения ребенка, которые в свою очередь негативно скажутся на дальнейшем поведении послушании, успеваемости и здоровье. Поэтому, если вы видите подобный рисунок у своего ребенка - обратитесь к психологу.
  • Не используйте форму приказа в общении с ребенком: «Застели немедленно постель..», «садись делать уроки, (приказ) и если ты не сядешь, то… (угроза, шантаж)». Такие формы общения вызывают протест и реакцию защиты, а по отношению к взрослому теряется самое дорогое – доверие. Прежде чем что-то потребовать от ребенка, установите доверительные отношения, и только после этого в форме просьбы выразите свое намерение. Родители нужны не для выработки у ребенка условных рефлексов, и воспитание совсем не дрессура.

Отдельное слово хочется сказать про отношение к ошибкам. Многие родители болезненно относятся к кривым буквам в тетрадках, орфографическим ошибкам, покосившемуся домику в альбоме. И стараются сразу же исправить, чтобы было «правильно». Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца и делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри, как надо!». Или: «Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну ка пройди еще раз, и чтобы все было правильно?». Комично? Нелепо? Но так же нелепы с психологической точки зрения любые критические замечания, обращенные к человеку (ребенку ли, взрослому), который учится что либо делать сам! Предвижу вопрос: как же научить, если не указывать на ошибки?
Да, знание ошибок полезно и часто необходимо, но указывать на них нужно с особенной осторожностью.

  • не стоит замечать каждую ошибку;
  • ошибку лучше обсудить потом, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом;
  • замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.
  • можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  • можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными»
  • недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.

В своей практике я часто сталкиваюсь с ситуациями, когда взрослый человек рассказывает о своих школьных годах и его повествование заканчивается примерно так: «После того урока, я никогда не притронулся к краскам… не писал сочинений… никогда не танцую… никогда не подходил к инструменту…никогда (свой вариант)» Ребенок идет в школу не только учиться писать, читать и решать уравнения. Самое ценное, что он может вынести из школы – это способность учиться и познавать мир в радость. Ваш ребенок чему то учится. Общий итог будет состоять из нескольких частных результатов. Назовем четыре из них.
Первый, самый очевидный — это знание, которое он получит или умение, которое он освоит.
Второй результат менее очевиден: это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.
Третий результат — эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
Наконец, четвертый результат — след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог также может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств),
Запомните, родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился? научился?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее!

Напоследок, самый главный секрет взаимопонимания с подрастающим поколением: любите своих детей просто так, а безо всяких условий. Не за хорошие отметки и примерное поведение, не за сложенные игрушки и съеденный обед, как самый щедрый, самый ценный дар вашей судьбы. А все остальные проблемы разрешимы. Будьте счастливы!
Психолог Эпельбаум Юлия.